Музыкальный стендап как отдельный вид искусства
Больше всего меня вдохновляет фигура Камиля Сен-Санса — гениального французского композитора конца XIX – начала XX века
Настя Четверикова
Музыковед, культуролог, автор подкаста и одноименной книги «Искусство для пацанчиков», лектор, педагог
Во-первых, я в восторге от его виртуозности, я бы сказала — «вундеркиндности», потому что уже в 5 лет он давал концерты не хуже Моцарта, в 10 — исполнял сложнейшие произведения Бетховена на сцене и поступил в Парижскую консерваторию.

Но, помимо этого, меня вдохновляет его личность, потому что он по своей натуре был очень жизнерадостным человеком и настоящим лидером. И это помогло ему выжить. Дело в том, что с детства он постоянно болел огромным спектром болезней. Каждое десятилетие — в 10, в 20, в 30 лет — врачи говорили, что ему осталось недолго. И он не обращал на это внимания. Относился к жизни с огромным оптимизмом и дожил до 86 лет! Умер Сен-Санса в Африке, в путешествии, абсолютно счастливым человеком.

А какое у него чувство юмора! В своих произведениях он делает такие невероятные пародии, стендапы над современниками, — потрясающе! Это восхищает не только меня, но и огромное количество других специалистов. Например, Михаила Казиника (Сен-Санс — и его любимый композитор).
У композитора есть произведение «Карнавал животных», оно известно многим. Сен-Санс наказал напечатать его только после смерти. При жизни играли только номер «Лебедь», поэтому оно популярнее, чем остальные произведения.
В 5 лет он давал концерты не хуже Моцарта, в 10 — исполнял сложнейшие произведения Бетховена на сцене и поступил в Парижскую консерваторию.
Почему он разрешил его печатать только после своей смерти? Потому что практически в каждом номере он подтрунивал над музыкантами, своими современниками.

Например, в номере «Антилопа», где два пианиста играют очень быстро, он высмеивал их технику. Знаете, и сейчас есть очень техничные пианисты, но души в них нет.

Номер про ослов он не называл «Ослы», хотя там речь идёт именно об этих животных. Он назвал его «Животные с длинными ушами». Всё потому, что «ослами» во Франции в то время называли критиков. Камиль Сен-Санс натерпелся от критиков: так, например, он воевал последними за произведение «Кармен» (Бизе), которое они критиковали за фривольность выбранной темы. Этих самых критиков он и изобразил ослами.

Сейчас «Карнавал животных» исполняют, пожалуй, только для детей. Хотя на самом деле это очень взрослое произведение — музыкальный стендап с огромным количеством юмора и посланий, зашитых в нем.

Именно поэтому я выбрала фигуру Камиля Сен Санса, как человека, который меня вдохновляет, и на которого я хочу хоть чуть-чуть быть похожа в его замечательных качествах.
Это очень взрослое произведение — музыкальный стендап с огромным количеством юмора и посланий, зашитых в нем.
© Odgers Berndtson 2022