Искусство как стиль жизни
Среди всех видов искусства я выделяю современное изобразительное искусство и балет.
Светлана Успенская
Руководитель департамента обучения и развития Christian Dior
Искусство для меня — это отдых. В музеи я люблю ходить одна, чтобы меня никто не отвлекал. Просто хожу, подпитываюсь энергией, отвлекаю взгляд, мысли и выхожу наполненной, готовой бежать работать и делать дела. Искусство переключает. Для того, чтобы перезагрузиться, совершенно необязательно смотреть на новое, даже хорошо, когда это что-то знакомое.

Так, например, я могу часами стоять у работ Василия Кандинского, он — мой любимый художник. Нравятся его цветовые решения, сочетания цветов, насыщенные краски и формы.
Искусство – это отдых
Василий Кандинский. «Поперечная линия». 1923

Но самое интересное то, что он всегда разный, и каждое произведение имеет собственную историю проживания. Его во многом автобиографическая живопись прошла непростой путь от предметного к абстрактному через личные потрясения и трагедии эпохи. Вечный странник и человек-оркестр, философия которого вдохновляла многие поколения художников.

Люблю брать его произведения для копирования, когда самая рисую. Открываю его альбом и выбираю работы, с которых срисовываю. Тоже своего рода медитация.
Василий Кандинский. «Мурнау. Кольгрубштрассе». 1909
Есть разные практики осознанности и жизнепроживания. Например, перед тем, как входить в новое пространство, необходимо сделать паузу и выявить для себя какие-то триггерные точки, зафиксировать, за что цепляется взгляд. Красивое пространство? Почему красивое?
Точно также в музее. Можно прочитать все аннотации и идти по порядку от картины к картине. У меня же другой подход: я захожу, бросаю взгляд, выявляю то, что цепляет, к чему хочу обратиться в первую очередь. Это — хороший способ услышать себя и просто включить воображение.

Я не читаю кураторских рецензий, даже не всегда читаю название картины. У известных художников пытаюсь угадать периоды, у неизвестных — название. Как ребенок, пытаюсь придумать для себя игровые механики, чтобы с картинами можно было поговорить.
Искусство – это рефлексия
В детстве я занималась танцами, и моим первым соприкосновением с искусством был балет.
Сегодня современный балет является для меня самым трепетным и волнующим действом, но классический тоже очень люблю.
Хореография, костюмы, музыка, сюжет, пространство — в балете важно всё. Ты приходишь в театр и попадаешь в магию, где всё имеет значение — всё становится источником наблюдения, осмысления.
Искусство – это многогранность
Эта многогранность очень хороша, она интересно пересекается с тем, как я выбираю для себя людей в бизнесе. Чем больше ты понимаешь, в чём ценность произведения искусства, тем больше требований предъявляешь людям, ищешь в них многогранность, глубину и разносторонность. Это уже глубинная надстройка. Мне нравятся многослойные люди. Я знаю наверняка, что, если человек со стержнем, с человеческими ценностями, думающий, любознательный, с пытливым умом, то все хард скиллы ему можно дать на раз. А вот специалист с сильными хардами, но недостаточно для меня очеловеченный — с ним мне будет сложно.

Я очень люблю водить свою команду на выставки. Насильно, если можно так сказать:)
Я считаю, что культурный код нужно наращивать. Иногда люди вовлекаются в это искренне и потом сами продолжают увлекаться. Конечно, есть люди, у которых искусство не находит отклик. Тем не менее, я верю, что здесь, как с детьми, — чем больше читать книжек, показывать, водить на выставки, тем больше они смогут из этого потока взять что-то для себя, для построения личности.
В бизнесе мне тоже нравится людей окультуривать, заставлять читать книги, учиться. Заряжать их своей энергией и любовью, погружая в искусство и делясь личным опытом.
© Odgers Berndtson 2022